Что такое эмоциональный интеллект (ЭИ)
Эмоциональный интеллект - это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию и желания людей и свои собственные, а также управлять ими.
В 1960-х годах стало ясно, что результаты традиционных тестов на интеллект не влияют на финансовый или личный успех человека в будущем. А вот умение контролировать эмоции и управлять взаимоотношениями позитивно сказывается на карьере и благополучии.
Оказалось, что успешные люди достигают высоких результатов за счёт построения эффективного взаимодействия с другими людьми. Помогает им в высокий уровень эмоционального интеллекта. Правильное толкование мотивов и намерений окружающих позволяет влиять их на эмоции и поведение, а также контролировать ситуацию и обращать её на пользу собственным целям. Согласно исследованиям института Карнеги, до 85% финансового успеха зависит именно от уровня эмоционального интеллекта.
Составляющие эмоционального интеллекта
Существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Привожу обобщённый суммарный список составляющих ИЭ:
- Эмоциональная осознанность - способность распознавать свои эмоции и причины их возникновения
- Эмоциональный самоконтроль - умение сдерживать свои эмоции и управлять ими
- Эмпатия - умение распознавать эмоции, причины их появления и намерения у других людей
- Самоактуализация - способность ставить новые и новые цели и реализовывать свой потенциал
- Социальные навыки - умение конструктивно сотрудничать с группами людей, устанавливать межличностные связи
- Ассертивность - независимость от внешний влияний и оценок, самостоятельная цензура поведения
- Объективная оценка - умение сопоставлять свои мысли, чувства и поведение с объективной внешней действительностью
- Адаптивность - навыки быстрой адаптации под изменяющиеся обстоятельства
- Оптимизм - сохранение позитивного мышления в сложных ситуациях
Зачем развивать эмоциональный интеллект?
Развивать эмоциональный интеллект можно и нужно. Он позитивно сказывается на всех сферах жизни. Согласитесь, что позитивно настроенные, чуткие люди, которые умеют контролировать свои эмоции и уважать мнение окружающих, на вес золота в любой компании. Они быстро продвигаются по карьерной лестнице и занимают руководящие посты. В то же время, крутой специалист с огромным опытом может годами сидеть на одном месте, искренне недоумевая, почему его не повышают. Стоит задуматься, всё ли ок с эмоциональным интеллектом? Может быть вы конфликтны, не умеете противостоять стрессам и вливаться в коллектив?
ЭИ помогает эффективно общаться с людьми, вести результативные переговоры, выстраивать успешный маркетинг, проводить удачные собеседования и управлять коллективом. Пренебрегать им - лишать себя массы возможностей. Попробуйте проанализировать свой уровень ЭИ и нащупать слабые места. Вы поймёте, где скрыты точки роста.
Оценка своего уровня эмоционального интеллекта
Какой список вам ближе?
Люди с высоким уровнем ЭИ:
- высокая стрессоустойчивость
- обаяние и харизма
- общительность
- ответственность
- решительность
- продуктивность
- позитивный настрой
- внимание к людям
Люди с низким уровнем ЭИ:
- неуверенность в себе
- нерешительность
- закомплексованность
- замкнутость
- трудности в общении
- зависть и злость
- склонность к осуждению и критике;
- пессимизм

Как развивать эмоциональный интеллект?
Тренируйте осознанность. Внимательно изучайте свои эмоции и причины их появления. Находите взаимосвязи между эмоциями и поведением. Постарайтесь осознать, что является триггером. Не отождествляйте себя с эмоциями. Если вы испытываете злость, это не значит, что вы злой человек. Эмоции изменяются в зависимости от ситуации, а вы остаётесь неизменным. Отделяйте эмоции от своего "Я" и анализируйте их со стороны.
Не игнорируйте и не подавляйте негативные эмоции. Будьте с собой предельно честны. Проговаривайте эмоцию и причину вслух, называйте их. Ваша задача трансформировать последствия возникновения эмоции из негативно-разрушительных в позитивно-конструктивные. Например, если коллега совершил ошибку, постарайтесь не обвинять и повышать голос, а объяснить, к чему приводит такая ошибка и как можно было её избежать. Таким образом, вы убиваете сразу двух зайцев: сохраняете отношения с коллегой и предотвращаете возможность появления ошибки вновь. Всем хорошо)
Внимательно наблюдайте за чужими эмоциями. Замечайте внешнее проявление в мимике, позах и жестах. Старайтесь разглядеть за их проявлением причины и мотивы. Эта информация откроет много любопытного и заставит переосмыслить чужие поведенческие паттерны по-новому. Понимание причин и мотивов изменят вашу собственную реакцию на поведение других людей. Вы научитесь буквально считывать людей и находить к ним оптимальные подходы. Также, благодаря наблюдательности вы сможете использовать эту информацию, чтобы управлять своими эмоциями и их "выходом наружу".
Изучите свою мимику в зеркале. Возможно, она излишне выдаёт вас или наоборот скрывает вашу человечность. Попробуйте сделать селфи, изображая 10-15 разных эмоций, и проанализировать, насколько легко они считываются по вашему лицу. Мимика - важная часть коммуникации. Перебор, как и недобор, с мимикой - препятствие к эффективному общению и открытым здоровым взаимоотношениям.
Научитесь внимательно с интересом слушать собеседника. Не пользуйтесь гаджетами во время общения в компании или совещания на работе. Так вы теряете эмоциональную связь с коллективом. Это ухудшает взаимодействие и демотивирует участников беседы. Почаще ставьте себя на место других и старайтесь понять, что они чувствуют в тот или иной момент. Как ваши слова и поведение отражаются на чужих эмоциях.
Важно, не воспринимать ЭИ исключительно как оружие манипуляции. Цели и ценности должны быть экологичными и не ущемлять интересы других. Направьте это умение на позитивные изменения. Внедрите принципы ЭИ в свою семью, компанию друзей или рабочий коллектив. Не останавливайтесь на изучении теории. Практикуйте! Отслеживайте свой прогресс и результаты развития ЭИ во всех сферах жизни. Получайте удовольствие и дарите его окружающим.